Тем, кто хочет сам сделать текстильную авторскую куклу (объемную или барельефную
- подробнее про изготовление барельефной куклы см.
здесь) с украшениями из пластики и фурнитуры,
могу рассказать, как это делаю я:
- Для барельефной авторской куклы чаще всего, после того, как эскиз работы готов, я подбираю рамку и делаю фон будущей работы.
Для этого я вставляю картон, покрытый довольно толстым слоем синтепона, закрытым сверху тканью, которая
будет являться фоном.
- На этот фон я прикладываю детали, изготовленные из пластики или других
материалов, украшения из фурнитуры, чтобы посмотреть, как будет выглядеть композиция в целом.
Только после этого я начинаю делать саму куклу.
- Основа куклы делается из самого обычного картона. Сверху на картон накладывается слой поролона.
Если поролон слишком толстый, то его надо подрезать, закруглить - короче, подогнать под формат
будущей куклы. Таким образом мы получаем ее основу.
- Чтобы кукла была гладкая и нежная, нужно поролон сверху прикрыть слоем синтепона
большего размера, который потом загнется под картон.
- Сверху все затягивается тонким трикотажем (можно, например, использовать
колготки или что-нибудь подобное).
- Носик куклы шьется отдельно и пришивается мелкими стежками.
- Ротик также нашивается сверху. Он изготавливается из красного трикотажа. Второй вариант- он вышивается
на лице куклы.
- Глазки
склеиваются из отдельных деталей. В качестве
материала можно использовать баночки
из-под майонеза, разноцветную клеенку, пуговицы (в этом случае нужная форма придается глазу надфилем))...
А можно просто на ткани нарисовать
глаза акриловыми красками, как, например, у
русалки. Я их обшила бисером, т.к. мне это показалось
наиболее соответствующим образу "морской девы". Вообще, каждый раз можно придумывать что-нибудь
новенькое. Проявите фантазию!
-
Волосы кукле чаще всего пришиваются из ниток,
полученных в результате роспуска трикотажа или шерсти. Но и здесь возможны самые разнообразные варианты
(см. заметку "Варианты изготовления
волос у текстильной куклы").
Например, тем же русалкам я сплела волосы в технике макраме,
в процессе работы вплетая туда бусинки. А Анне Ахматовой я
сделала гладкую прическу из черного трикотажа, поверху вышила петельным швом отдельные прядки. Не знаю,
как получилось, но мне нравится.
- Посмотрите, что получилось. Если кукла должна стать повеселее, то можно сделать ей ямочки на подбородке,
улыбку, подняв ей уголки рта. Все это и вообще наличие индивидуальных черт на лице создается
простегиванием основы с помощью тонких ниток. Ниток должно быть под рукой много и разных цветов:
телесные, красные, черные.
- Если вы делаете портрет дамы, то под основу тела подкладываются два плотных шарика из синтепона.
Догадайтесь, в каких местах :-)). Каждый шарик надо сначала изготовить отдельно и зашить ниткой, чтобы не
расползался. После того, как основу тела с подложенными шариками обтянете синтепоном
и трикотажем, сразу будет видно, где нужно простегать, чтобы грудь приняла соблазнительную форму.
- Если кукле нужны ручки, которые что-то держат в кулачке, то можно обтянуть трикотажем
кусок синтепона, чтобы получился мягкий шарик и простегать плаьчики. Получается кулачок.
- Если нужны более артистичные ручки, с ними возни больше.
Надо скрутить основу ручки из проволоки
и в несколько слоев обшить ее трикотажем. Верхний слой должен иметь цвет тела. У такой
руки одна сторона получается со швами, показывать можно только чистую сторону. Поэтому
заранее решите, хотите Вы показать ладонь или тыльную сторону, и шейте соответственно.
- Что касается барельефных кукол, то дальше все это, включая детали, пришивается к основе.
- С классической объемной куклой не так. Ее нужно поставить или посадить. Иногда для этого годится простая
подставка, как это сделано у "Дамы с горностаем".
Элементы табуретки - точеные балясины. Табуретка привинчена к подставке, дама к табуретке, а
горностай (на самом деле, как всем известно, это хорек :-))) пришит к даме.
-
Иногда вместо подставки удается использовать сюжетный элемент композиции. Например,
русалки мои сидят на камнях. Основанием камня служит
перевернутая пластмассовая миска (или цветочное кашпо). Сначала я делаю в ней много дырок. Сверху
обкладываю кусками толстого поролона для ассиметрии. Затем оборачиваю тонким поролоном, создающим
единую поверхность, и обтягиваю тканью, собранной на толстую нитку, чтобы внутренность миски была доступна.
Затем через сделанные раньше дырки плотно пришиваю куклу за разные части тела крепкой ниткой. Очень жалко колоть
ее в попу и в коленку - но делать нечего! Наконец пришиваю к миске дно, например, из обтянутого тканью картона,
и украшаю камень снаружи.
- Но есть
и более интересные варианты. Например, можно сделать плетеную дачную мебель, как на
портрете Анны Ахматовой (подробнее про
изготовление кукольной мебели см. здесь). Каркасом послужил старый
проволочный абажур, который я перегнула и перемяла, чтобы придать ему необходимую форму.
Сверху я его оплела льняной веревкой, покрыла клеем ПВА, а сиденье и спинку сделала из поролона,
обтянутого тканью. Получилось весьма симпатичное кресло в стиле модерн, которое само
по себе уже является подставкой для куклы.
- Если нужны детали из пластики, то я заранее (до обжига) делаю в них дырочки, как в пуговицах
(так пришиты, например, головы марионеток на портрете Солтицкой).
- Вообще, что касается деталей, то использовать можно самые разные штучки. Например, ракушки,
как на портрете Климова, перья, колбочки - все, что угодно.
А вот морские звезды на Русалке я сплела в технике макракаме из ириса.
Потом я их тонировала, покрыла клеем ПВА и теперь все спрашивают, где я взяла такие звезды :-))).
- Все это технология. А главным по-прежнему остается фантазия и проникновение в характер объекта,
создание цельного образа. Авторские куклы - это жанр искусства, а кукольный мастер - прежде всего художник!
- Тем не менее, один общий совет. В текстильной технологии трудновато добиться портретного сходства.
Речь, скорее, идет о шарже. А для достижения шаржевого сходства
достаточно зацепиться за 2 - 3 характерных детали лица и/или одежды. Например,
это светлые волосы, борода и голубые глаза на портрете
Баскаева, курчавые волосы и борода на портрете Якобсона,
очки и ямочки на портрете Солтицкой...
|